Информация и информационные процессы.

Информация и информационные процессы - одна из важнейших тем по информатике. Она подробно рассматривается в школьной программе. Знания по теме информация и информационные процессы являются обязательным условием для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы на соответствующие факультеты. Они уже позволят вам с легкостью набрать 15 тестовых баллов (15%). Ниже подробным образом рассмотрены такие понятия, как измерение количества информации, алфавитный и вероятностный подходы для равновероятных и неравновероятных событий. На экзаменах в большом количестве встречаются задачи по данной теме. Умение их решать – одно из требований к абитуриентам. По каждой теме раздела, помимо подробного теоретического материала, представлены практически все возможные варианты задач для самостоятельного изучения. Кроме того, у вас есть возможность скачать с файлообменника уже готовые подробные решения к данным задачам, иллюстрирующие различные способы получения верного ответа.

Информация.

Информация - сведения, которые мы получаем из окружающего мира.

Информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В первоначальном и наиболее узком смысле, информация - атрибут мыслящих существ, людей: сведения, данные, факты, полученные из опыта, наблюдения или путем размышления, зафиксированные в материальной форме для сообщения другим мыслящим существам или самому себе. Любая информация с неизбежностью содержит два компонента - содержательный (имеет смысл, понятный тем, кому она предназначена) и материальный (должна быть представлена в осязаемой форме на том или ином физическом носителе).

Информатика — наука, изучающая свойства инфор­мации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью техни­ческих средств.

Информация - знание того , что означают воспринятые сведения для данной личности". Это определение касается только семантического (смыслового) свойства информации, к тому же для конкретной личности.

    Формы существования мира:
  • вещество - многообразие материальных объектов;
  • энергия - взаимодействие объектов;
  • информация - сведения об окружающем мире.
    Рассмотрение информации в разных сферах деятельности:
  • Информация в быту - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
  • Информация в технике - это последовательности знаков и сигналов.
  • Информация в науке - мера уменьшения неопределенности знаний.
  • Информация в кибернетике - часть знаний для управления информационными процессами.
  • Информация в рамках семантической теории рассматривается, как нечто новое (новизна).
    Различение информации:
  • по способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;
  • по форме представления: текстовая, числовая, графическая, звуковая, комбинированная;
  • по общественному значению: общественная, личная, специальная и др.
    Свойства информации:
  • Объективность - независимость от мнения человека.

    Информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

    Например, сообщение «На улице тепло» — субъективная информация, а сообщение «На улице 22°С» — объективная.

    Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, она перестает быть объективной, так как преобразуется (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, мнения, суждения и других качеств конкретного субъекта.

  • Полнота - достаточность для принятия решения.

    Информация является полной, если ее достаточно для принятия решения.

    Например, историческая информа­ция никогда не бывает полной и ее полнота уменьшает­ся по мере удаленности от нас исторической эпохи.

  • Достоверность - отражение истинного положения дел.

    Информация достоверна, если она отражает истин­ное положение дел.

    Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Основные механизмы получения недостоверной информации: 1. преднамеренное искажение (дезинформация); 2. искажение в результате помех («испорченный телефон»); 3. преувеличение или преуменьшение реального факта (слухи, рыбацкие и охотничьи истории и т.д.).

    Например, историческая или социально-политическая информация подвержена всем трем способам полу­чения и передачи недостоверной информации.

  • Адекватность - соответствие текущему моменту.

    Адекватность информации - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

    В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

    Пример: Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, т.е. полученная информация неадекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете справочник для поступающих в вузы, из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться в окончательном выборе.

    Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

  • Доступность - возможность получения.

    Доступность (информации [ресурсов автоматизированной информационной системы]) (англ. availability) - состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать их беспрепятственно.

    К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов.

  • Актуальность - важность в данный момент.

    Актуальность информации — это ее важность, существенность для настоящего времени.

    Своевременность информации играет важную роль в объективной оценке ситуации и в процессе принятия решения.

    Причины неактуальности информации:

    1. Устаревание;
    2. Ненужность, бесполезность.

Информация и информационные процессы

Информационные процессы.

Информационные процессы - действия, совершаемые над информацией.

    Информационные процессы:
  • Обработка информации (перевод информации из одного вида в другой по определенным правилам).
  • Хранение информации.
  • Передача информации.

Сбор информации - поиск и отбор по каким-либо критериям.

    Способы сбора информации:
  • Автоматизированный (с измерительными приборами).
  • Механизированный (без измерительных приборов).
  • Автоматический (используются датчики, счетчики и др. Человек выступает в роли наблюдателя).
    Поиск информации:
  • Наблюдение.
  • Общение со специалистами.
  • Литература.
  • Телевидение.
  • Радио.
  • Банки и базы данных и т.д.
    Систематизация информации:
  • Библиотеки данных.
  • Фото и видео архивы/альбомы и др.

Кодирование информации - преобразование одного набора знаков в другой.

Регистрация - фиксирование на носителе.

Данные - зарегистрированные сигналы.

Носитель - устройство, предназначенное для хранения и передачи информации.

    Виды носителей:
  • Человекочитаемые.
  • Машиночитаемые.

Хранение - помещение информации в хранилище для последующего извлечения и использования.

    Память:
  • Внутренняя.
  • Внешняя
    Память:
  • Долговременная.
  • Оперативная.

Общая схема передачи информации:

Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы

Измерение количества информации.

Человек воспринимает информацию в аналоговой форме, т.е. непрерывным потоком. В компьютере же информация обрабатывается в дискретной или цифровой форме. Отсюда и название процесса дискретизации, т.е. разбиения потока информации на отдельные сигналы, последовательности сигналов. Цифровой сигнал состоит из нескольких дискретных потоков.

Бит - минимальная единица информации.

Байт - основная единица информации.

Ниже приведена таблица единиц измерения информации:

Название Символ Множитель
Килобайт KB 210
Мегабайт MB 220
Гигабайт GB 230
Терабайт TB 240
Петабайт PB 250
Эксабайт EB 260
Зеттабайт ZB 270
Йоттабайт YB 280

Эта таблица используется для перевода "больших" единиц измерения в байты.

1байт = 23 бит = 8бит.

К примеру: 2Кб = 2*210 байт = 2*213 бит = 214 бит = 16384бит. (210 = 1024).

Информация и информационные процессы

Вероятностный подход к измерению информации.

Подход к количеству информации как мере уменьшения неопределенности знания позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно.

Этот подход является наиболее известным и широко применяемым на практике. На его основе разработан обширный раздел количественной теории информации, называемый также по имени его основоположника "теорией информации Шеннона". Главной особенностью вероятностного подхода является то, что он основан на вероятностных допущениях и рассматривает содержание информации (в отличие от алфавитного подхода). При этом общее число элементов (событий) не учитывается.

Основополагающая роль в вероятностном подходе принадлежит энтропии множества вероятностей, формула которой была получена в 1948 году американским исследователем К. Шенноном.

Вводя понятие "энтропия множества вероятностей", Шеннон комментировал это следующим образом: "Меня больше всего беспокоило, как назвать эту величину. Я думал назвать ее "информацией", но это слово слишком перегружено, поэтому я решил остановиться на "неопределенности". Когда я обсуждал все это с Джоном фон Нейманом, тот предложил лучшую идею. Фон Нейман сказал мне: "Вам следует назвать ее энтропией по двум причинам. Во-первых, ваша функция неопределенности использовалась в статистической механике под этим названием, так что у нее уже есть имя. Во-вторых, и это важнее, никто не знает, что же такое эта энтропия на самом деле, поэтому в споре преимущество всегда будет на вашей стороне".

Количество информации - мера уменьшения неопределенности знаний при получении информационных сообщений.

Принято считать, что если неопределенность знаний уменьшилась в два раза, то получен один бит информации.

Формула связи количества возможных сообщений (N) и количества информации, которое несет это сообщение (i), для равновероятных событий:

Информация и информационные процессы
    В этой формуле:
  • N - количество возможных событий.
  • i - количество информации об одном событии.

Чтобы успешно решать задачи по теме "Информация и информационные процессы", ученик должен знать наизусть степени двойки (хотя бы до десятой). Таблица степеней двойки приведена ниже.

21=2
26=64
22=4
27=128
23=8
28=256
24=16
29=512
25=32
210=1024

Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что данная формула используется, когда речь идет о равновероятных событиях. Такими событиями считается, например, подбрасывание монетки (она может с одинаковой вероятностью упасть как "орлом", так и "решкой").

Формула для нескольких неравновероятных событий была выведена в 1948 году Клодом Шенноном и названа его именем (формула Шеннона). Она имеет следующий вид:

Информация и информационные процессы
    В этой формуле:
  • I - количество информации, которое несет сообщение.
  • N - количество возможных событий.
  • pi - вероятность отдельного события.
Что такое log или как решать логарифмы?

Для расчета вероятности отдельного события (pi) используют следующую формулу:

Вероятностный подход к измерению информации
    В этой формуле:
  • Ni - количество определенных событий.
  • pi - вероятность отдельного события.
  • N - количество возможных событий.

Существует формула для расчета количества информации об одном событии из множества:

Вероятностный подход к измерению информации
    В этой формуле:
  • Ii - количество информации об одном событии.
  • pi - вероятность отдельного события.
Что такое log или как решать логарифмы?


Информация и информационные процессы

Задачи по теме "Вероятностный подход к измерению информации".

Замечание: если ответ в задаче получается не целый, то выберите следующее целое число (пример: если получается 2,16 бит, ответ: 3 бита).

2. Загадали число от 1 до 8. Какое количество информации в сообщении о том, какое число загадано (в битах)?

3. Бросили шестигранный игральный кубик. Какое количество информации в сообщении о том, какое число выпало на кубике?

4. Загадали число от 1 до 100. Загадавший человек на все вопросы отвечает «Да» или «Нет». Какое наименьшее количество вопросов нужно задать, чтобы гарантированно угадать число?

Более сложные задачи по теме "Вероятностный подход к измерению информации".

28. В озере плавает 12500 окуней, 25000 пескарей, 6250 карасей и 6250 щук. Какое количество информации мы получим, когда поймаем какую–нибудь рыбу?

Замечание: все «отдельные вероятности» должны давать в сумме 1.

29. После экзамена по информатике объявляются оценки («2», «3», «4» или «5»). Какое количество информации несет сообщение об оценке учащегося А, который выучил лишь половину билетов, и сообщение об оценке учащегося Б, выучившего все билеты?

30. В княжестве есть только черные, белые и серые автомобили. Белых автомобилей 18. Сообщение о том, что в аварию попал черный автомобиль, несет 7бит информации. Сообщение о том, что в аварию попал не серый автомобиль, несет 5бит информации. Сколько черных автомобилей в княжестве?


Информация и информационные процессы

Алфавитный подход к измерению информации.

Использование алфавитного подхода полностью оправдывает себя при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые - старые», «понятные - непонятные» сведения. Этот способ не связывает количество информации с содержанием сообщения.

Используя алфавитный подход в определении информации, для нас становится важным длина кода. Если раньше мы не учитывали длину ответа, то при использовании алфавитного подхода это приобретает значение. При подсчете количества информации для нас имеет вес каждый знак в коде, каждая буква в сообщении.

Алфавитный подход - объективный способ измерения информации в отличие от субъективного вероятностного подхода.

При алфавитном подходе не рассматривается содержание информации, а сообщения рассматриваются как последовательности знаков определенных знаковых систем.

    Языки:
  • Естественные (например, биологический).
  • Формальные (используются созданные человеком системы знаков, символов).

Для записи сообщения на формальном языке используется определенный алфавит. Согласно алфавитному подходу количество различных символов, используемых в данном алфавите - мощность алфавита (N) может быть найдена по следующей формуле:

Алфавитный подход к измерению информации
    В этой формуле:
  • N - мощность алфавита.
  • i - информационный вес одного символа.

Отсюда можем выразить информационный вес одного символа (i):

Алфавитный подход к измерению информации
Что такое log или как решать логарифмы?

Информационная емкость сообщения при алфавитном подходе может быть найдена по следующей формуле:

Алфавитный подход к измерению информации
    В этой формуле:
  • I - количество информации, содержащееся в сообщении.
  • k - количество символов в сообщении.

Информация и информационные процессы

Задачи по теме "Алфавитный подход к измерению информации".

6. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включена» или «выключена»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 200 различных сигналов?

7. Эллочка-людоедка (в лексиконе которой, как известно, было 30 слов) произносит фразу, состоящую из 50 слов. Какое количество информации в битах сообщает Эллочка?

Более сложные задачи по теме "Алфавитный подход к измерению информации".

8. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем в битах сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

9. Репетиционный экзамен в школе сдают 125 человек. Каждому из них выделяют специальный номер. При регистрации участника для записи его номера используют минимально возможное количество бит, одинаковое для каждого участника. Каков объем информации в битах, записанный устройством, после регистрации 60 участников?

10. Для передачи секретного сообщения используют код, состоящий из десятичных цифр. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем в битах такого сообщения длиной в 150 символов.

11. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимального возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем в битах результатов измерения.

12. Для записи результатов детской игры «Зарница» используется таблица, в каждой клетке которой записано либо количество баллов, полученных командой в соответствующем виде состязаний (1, 2, 3), либо прочерк (если команда в этом виде соревнований не участвовала). В «Зарнице» соревнуются 30 команд в 10 видах соревнований. Какое количество информации в битах содержит таблица?

23. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество ламп должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 27 различных сигналов?

24. Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов?

25. Вася и Петя передают друг другу сообщения, используя синий, красный и зеленый фонарики. Это они делают, включая по одному фонарику на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Количество вспышек в одном сообщении – 3 или 4. Между сообщениями – паузы. Сколько различных сообщений могут передавать мальчики?

26. Для передачи 300 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?

27. Для передачи 1000 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?


Информация и информационные процессы

Как решать логарифмы?

По просьбам "трудящихся" выкладываю небольшое и, на мой взгляд, достаточно простое объяснение того, как решать log.

Итак, разберем тему на простом примере: i=log2N.

Фактически, эта формула отвечает на вопрос: "Как найти i из формулы N=2i".

Таким образом, когда мы видим запись i=log2N, мы должны проговорить: "в какую степень нужно возвести 2, чтобы получить N? Эта степень - и есть Ваш ответ, т.е. если N=4, то i=2 (потому что 2 в квадрате равно 4)".

Разберем еще пару примеров на эту тему:

    Вычислить:

  1. i=log216.
  2. i=log381.
  3. I=log2(1/4).
  4. I=log5(1/125).
    Решение:

  1. В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 16? - в 4 (2*2*2*2=24=16). Ответ: i=4.
  2. В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 81? - в 4 (3*3*3*3=34=81). Ответ: i=4.
  3. В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 1/4? - в -2
    (Помни: a-x=1/ax. 1/(2*2)=2-2=1/4).
    Ответ: I=-2.
  4. В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 1/125? - в -3 (1/(5*5*5)=5-3=1/125). Ответ: I=-3.

Информация и информационные процессы

Задачи и решения.

Время перейти к решению возможных задач по теме "Информация и информационные процессы"...

Сюда включены и несколько "необычные" задачи (ведь кодирование не обязательно должно быть двоичным...). Однако отличие состоит лишь в количестве различных сигналов, поэтому их решение сводится к похожим формулам.

    1. Выберите правильные определения термина «бит»:
  • Бит – минимальная единица измерения информации.
  • Бит - количество информации, равное одной восьмой части байта.
  • Бит – это количество информации, которое уменьшает неопределенность знаний в два раза.
  • Бит может принимать только два значения – 0 или 1.
  • Бит - основная единица измерения информации.
  • Бит – количество информации, необходимое для передачи сообщения «Да»/«Нет».

Замечание: если ответ в задаче получается не целый, то выберите следующее целое число (пример: если получается 2,16 бит, ответ: 3 бита).

2. Загадали число от 1 до 8. Какое количество информации в сообщении о том, какое число загадано (в битах)?

3. Бросили шестигранный игральный кубик. Какое количество информации в сообщении о том, какое число выпало на кубике?

4. Загадали число от 1 до 100. Загадавший человек на все вопросы отвечает «Да» или «Нет». Какое наименьшее количество вопросов нужно задать, чтобы гарантированно угадать число?

5. Для обмена сообщениями используют последовательности символов одинаковой длины, состоящие только из символов «А» «B». Какова быть минимальная длина этих последовательностей, чтобы каждая из них кодировала любое из 50 различных сообщений?

6. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включена» или «выключена»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 200 различных сигналов?

7. Эллочка-людоедка (в лексиконе которой, как известно, было 30 слов) произносит фразу, состоящую из 50 слов. Какое количество информации в битах сообщает Эллочка?

8. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем в битах сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

9. Репетиционный экзамен в школе сдают 125 человек. Каждому из них выделяют специальный номер. При регистрации участника для записи его номера используют минимально возможное количество бит, одинаковое для каждого участника. Каков объем информации в битах, записанный устройством, после регистрации 60 участников?

10. Для передачи секретного сообщения используют код, состоящий из десятичных цифр. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем в битах такого сообщения длиной в 150 символов.

11. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимального возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем в битах результатов измерения.

12. Для записи результатов детской игры «Зарница» используется таблица, в каждой клетке которой записано либо количество баллов, полученных командой в соответствующем виде состязаний (1, 2, 3), либо прочерк (если команда в этом виде соревнований не участвовала). В «Зарнице» соревнуются 30 команд в 10 видах соревнований. Какое количество информации в битах содержит таблица?

13. Вася передает Пете сообщение, состоящее только из символов (заглавных и строчных) латинского алфавита, пробелов и знаков препинания (. , ! ?) за 2мин. Сообщение состоит из 200 символов. Какова скорость передачи информации (бит в секунду)?

14. Вождь племени, в лексиконе которого всего 64 различных слова, произносит пламенную речь перед своими соплеменниками, состоящую из 100 слов в течение 2мин. Какова скорость передачи информации (бит в секунду)?

15. Флажковый сигнальщик использует для передачи сообщения 36 различных жестов. Сообщение, состоящее из 50 жестов, сигнальщик передает за 30 секунд. Какова скорость передачи сообщения (бит в секунду)?

16. Сколько килобайт информации содержит сообщение объемом 224 бит?

17. Сколько килобит информации содержит сообщение объемом 214 байт?

18. Во время передачи кабельного телевидения система собирает информацию от телезрителей относительно фильма, который они хотели бы посмотреть. На выбор предлагается 4 фильма. Для кодирования каждого пожелания используется минимально возможное количество бит. Всего высказали свое мнение 102400 телезрителей. Какое количество килобайт должна проанализировать система?

19. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 625Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.

20. Саша хочет скачать из Интернета видеоролик объемом 240Мбит. Скорость скачивания ограничена 16 килобайтами в секунду. Сколько минут потребуется Саше?

21. Через канал связи со скоростью 64 килобайта в секунду передают файл в течение 10 минут. Из скольких мегабайт состоит файл?

22. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/с. Через данное соединение передают файл за 2 минуты. Определите информационный вес файла в килобайтах.

23. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество ламп должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 27 различных сигналов?

24. Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов?

25. Вася и Петя передают друг другу сообщения, используя синий, красный и зеленый фонарики. Это они делают, включая по одному фонарику на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Количество вспышек в одном сообщении – 3 или 4. Между сообщениями – паузы. Сколько различных сообщений могут передавать мальчики?

26. Для передачи 300 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?

27. Для передачи 1000 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?

28. В озере плавает 12500 окуней, 25000 пескарей, 6250 карасей и 6250 щук. Какое количество информации мы получим, когда поймаем какую–нибудь рыбу?

Замечание: все «отдельные вероятности» должны давать в сумме 1.

29. После экзамена по информатике объявляются оценки («2», «3», «4» или «5»). Какое количество информации несет сообщение об оценке учащегося А, который выучил лишь половину билетов, и сообщение об оценке учащегося Б, выучившего все билеты?

30. В княжестве есть только черные, белые и серые автомобили. Белых автомобилей 18. Сообщение о том, что в аварию попал черный автомобиль, несет 7бит информации. Сообщение о том, что в аварию попал не серый автомобиль, несет 5бит информации. Сколько черных автомобилей в княжестве?