Способы представления изображений
Наиболее распространенные из существующих методов представления изображений можно разделить на две большие категории: растровые методы и векторные методы. При растровом методе изображение представляется как совокупность точек, называемых пикселями [pixel, сокращение от picture element - элемент изображения]. Говоря упрощенно, изображение кодируется в виде длинных строк битов, которые представляют ряды пикселей в изображении. При этом каждый бит равен 0 или 1, в зависимости от того, является ли соответствующий пиксель черным или белым. Включение информации о цвете изображений лишь незначительно усложняет дело, поскольку в этом случае каждый пиксель представляется комбинацией битов, определяющей его цвет. При растровом методе полученную комбинацию битов часто называют битовой картой [bit map], подчеркивая тот факт, что данная комбинация битов представляет собой не более чем карту или схему исходного изображения.
Большинство периферийных устройств современных вычислительных машин, например факсимильные аппараты, видеокамеры или сканеры, преобразует цветные изображения в графические файлы с растровым форматом. Чаще всего эти устройства записывают цвет каждого пикселя, раскладывая его на три составляющие - красную, зеленую и синюю, соответствующие трем первичным цветам. Для передачи интенсивности каждой компоненты обычно используется один байт. Поэтому для представления каждого пикселя исходного изображения требуются три байта.
Аналогичный трехкомпонентный пиксельный подход к передаче графической информации используется и при выводе изображений на экраны мониторов современных компьютеров. Экраны этих устройств содержат десятки тысяч пикселей, каждый из которых состоит из трех компонентов [красного, зеленого и синего], что можно заметить даже невооруженным глазом, если внимательно посмотреть на экран.
Одним из недостатков растровых методов является трудность пропорционального изменения размеров изображения до произвольно выбранного значения. В сущности, единственный способ увеличить изображение - это увеличить сами пиксели. Однако это приводит к появлению зернистости, что также часто встречается и при фотографировании на пленку. Векторные методы позволяют избежать проблем масштабирования, характерных для растровых методов. В этом случае изображение представляется в виде совокупности линий и кривых. Вместо того чтобы заставлять устройство воспроизводить заданную конфигурацию пикселей, составляющих изображение, ему передается подробное описание того, как расположены образующие изображение линии и кривые. На основе этих данных устройство, в конечном счете, и создает готовое изображение. С помощью подобной технологии описываются различные шрифты, поддерживаемые современными принтерами и мониторами. Они позволяют изменять размер символов в широких пределах и по этой причине получили название масштабируемых шрифтов. Однако векторная технология не позволяет достичь фотографического качества изображений объектов, как при использовании растровых методов. Именно поэтому в современных цифровых фотокамерах используются растровые методы представления изображения.