Назад (Введение в специальность).

Введение, ГОС ВПО. Компетентностный подход.

    Эволюция ГОС ВПО:
  • ГОС ВПО 1-го поколения (1992 г. – бакалавры, 1993-1994 – инженеры, 1995-1996 – магистры).
  • ГОС ВПО 2-го поколения (2000 г.)
  • ФГОС ВПО 3-го поколения (с 01.07.2009 г.)
    Особенности ФГОС ВПО:
  • Новая номенклатура специальностей и направлений подготовки.
  • Двухуровневая подготовка (бакалавр – 4 года, магистр – 2 года).
  • Компетентностная модуль выпускника

Общие сведения о направлении подготовки

Направление подготовки – 230400 - «Информационные системы и технологии».
Профиль кафедры КОТ– «Автоматизация и управление в образовательных системах».
Срок обучения (очного) – 4 года.
Квалификация выпускника – бакалавр.

    Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
  • проектно-конструкторская;
  • проектно-технологическая;
  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • инновационная;
  • монтажно-наладочная;
  • сервисно-эксплуатационная.

Область: Область профессиональной деятельности бакалавров включает: исследование, разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.

Объекты: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем (по предметным областям).

Предметная область: Образование.

    Основные виды:
  • проектно-конструкторская;
  • технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • эксплуатационная.

Ректорат: Проректор Колесников Юрий Леонидович
Управление образовательных программ: начальник Щербакова Ирина Юрьевна
Деканат: декан ФКТиУ Бобцов Алексей Алексеевич, (т. 2320316)
Выпускающая кафедра: зав. кафедрой КОТ Лисицына Любовь Сергеевна (т. 2331961)
Куратор группы: ассистент каф. КОТ Ефимчик Евгений Александрович

    Типовой состав преподавателей дисциплин:
  • Лектор (профессор, доцент, старший преподаватель): чтение лекций, консультирование, прием экзаменов.
  • Преподаватель, ведущий лабораторные и практические занятия, семинары (ассистент):ведение занятий, прием отчетов и контрольных работ, консультирование, прием зачетов.
  • Руководитель курсовых работ(проектов).
  • Руководитель факультативов

Перевод оценок (Россия -> Европа):

Введение, ГОС ВПО. Компетентностный подход

Перевод оценок (Европа -> Россия):

Введение, ГОС ВПО. Компетентностный подход

Компетентностный подход – основа ФГОС-3 ВПО.

    АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»:
  • сдерживающий, минимизирующий характер подготовки;
  • зауженная требованиями рынка труда направленность подготовки;
  • подрыв академических свобод преподавания и т.д.
    АРГУМЕНТЫ «ЗА»:
  • прозрачность целей и задач подготовки;
  • гибкость учебных планов;
  • студентоцентрированность образовательного процесса;
  • ориентированность подготовки на обеспечение конкурентоспособности выпускников и т.д.

Предпосылки компетентностного подхода:

  1. Избыточность содержания образования
      Сокращение срока удвоения информации, продуцируемой человечеством:
    • 50 лет в начале 19 века;
    • 20-30 лет в начале 20 века;
    • 5 лет – 90-ые годы 20 века;
    • 1 год – в наст. вр.
  2. Рост недоученности выпускников при увеличении учебной нагрузки
      Разрыв между требованиями рынка труда к уровню подготовки выпускников и образовательными возможностями преподавателей. Для преодоления разрыва необходима смена ориентации образовательного процесса:
    • с возможностей и желаний преподавателей на ожидания студентов;
    • с проектирования содержания образования на разработку результатов обучения (РО).
  3. Создание единого образовательного и исследовательского пространства
      Для успешности интеграции необходимо владеть языком РО – языком прозрачным и понятным всему профессиональному сообществу и Заказчикам образовательных услуг, в том числе, и студентам. Язык РО – это язык:
    • описания и продвижения своих образовательных возможностей на рынке образовательных услуг;
    • общения в профессиональном сообществе;
    • общения с работодателями выпускников и Заказчиками образовательныз услуг;
    • участников общеевропейской переводной и накопительной кредитной системы ECTS.

Что стоит понимать под ожидаемым результатом образования (РО)?

Ожидаемый РО – это пороговый (минимальный, необходимый) уровень знаний, умений, навыков, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения.

Ожидаемый РО описывается компетентностной моделью выпускника и измеряется в ходе испытаний достигнутого (полученного у каждого выпускника) РО.

Измерения в ходе испытания РО характеризуют компетентность выпускника. Поэтому ожидаемый РО задается такой оценкой компетентности, которая является пороговой для успешности подготовки и которую, как ожидается, накопит каждый выпускник в процессе подготовки.

Компетенция или компетентность?

    Термин «competence» в переводе:
  • с французского языка – 1) компетенция и 2) осведомленность.
  • с английского - 1) способность, умение; 2) компетентность 3) компетенция.

Компетенции определяют то, что надо освоить выпускнику в процессе подготовки, а компетентность – служит мерой освоения компетенции (по аналогии: вина-виновность, внимание-внимательность).

Компетентность является результатом проявления компетенций в процессе испытаний ожидаемого РО. Компетентность – это компетенция в действии.

Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, а также личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции служат основным идентификатором РО, языком для описания той или иной деятельности специалиста, а компетентность – основная характеристика обучаемого (выпускника), определяемая в ходе испытаний РО и устанавливающая то, какую компетенцию (какие компетенции), в каком объеме знаний, умений, навыков и с каким успехом освоил и продемонстрировал на деле обучаемый (выпускник).

Виды компетенций

  1. Компетенция для формулировки учебной задачи:
    КОМПЕТЕНЦИЯ = <деятельность> <объект деятельности>
  2. Содержательная компетенция для идентификации элементарного (неделимого) результата обучения:
    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ = <деятельность> <объект деятельности> <цель или основание для освоения>;
  3. Умение – формулировка способности делать что-то для освоения содержательной компетенции:
    УМЕТЬ: <деятельность> < объект деятельности > [<способ освоения>];

Примечание: Отличие содержательной компетенции от умения в том, что отдельное умение не идентифицирует результат обучения.

    Компетенции:
  • Предметные (профессионально-ориентированные, профессиональные и т.д.). С этой группой компетенций связывают «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности», т.е. навыки, приемы, технологии и методы предметной области обучения.
  • Универсальные (ключевые, общие, базовые, метапредметные, переносимые, ядерные и т.д.). Эту группу компетенций связывают «со способностью рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно», а также со способностью найти «процедуру, адекватную проблеме». Поэтому эти компетенции часто называют инструментальными, безличными, систематическими, компетенциями широкого спектра.
  • Академические компетенции. Эту группу компетенций связывают с овладением методологией и терминологией, свойственных отдельным областям знаний, с пониманием системных взаимосвязей и их аксиоматических пределов.
  • Социальные (персональные, личностные) компетенции. С этой группой связывают такие личностные качества, как «самостоятельность, надежность, осознанная ответственность, чувство долга», «готовность к жизни в условиях все больше глобализирующегося общества».

Характер компетенции проявляется только в испытании РО.

Болонская декларация.

Болонские реформы – это реформы стратегической адаптации высшего образования к принципиально новым реалиям фактически объединившейся Европы; это реформа становления нового типа высшего образования в эпоху глобализации, европеизации, «общества Знаний».

    Основные события:
  • 1999г. - подписание Болонской декларация – ШЕСТЬ линий дейтвия;
  • 2001 г. – Пражское коммюнике - ТРИ линии действия;
  • 2003 г. – Берлинское коммюнике – ДЕСЯТАЯ линия.

Линии действия Болонской декларации

  • Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней;
  • Введение двухцикловой структуры ВПО (бакалавр и магистр);
  • Применение кредитной системы ECTS;
  • Расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;
  • Развитие сотрудничества в области качества образования;
  • Усиление европейского измерения в ВПО;
  • Образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов;
  • Роль студенчества в осуществлении болонских реформ;
  • Повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»);
  • Синергия единого образовательного и единого исследовательского пространства, роль докторантуры как третьего цикла структуры ВПО.

Цель Болонских реформ - сформировать «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которых квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов образования, компетенций и профиля».

    Уровни РО:
  • локальный уровень: курсовая единица, модуль, программа обучения;
  • национальный уровень: структуры квалификаций и обеспечение качества;
  • международный уровень: прозрачность, признание.
    Основные свойства компетенций:
  • Двойственность компетенций.
  • Многослойность компетенций.
  • Динамичность компетенций.
  • Формирование компетенций по спирали.

Компетенции для идентификации РО.

Для сбора, систематизации и накопления формулировок компетенций на каждом шаге декомпозиции РО используется методика поэтапной детализации компетенций, в ходе которой поочередно уточняются объекты и виды деятельности, а также характеристики содержания для их освоения (подходы, способы, методы и приемы их формирования и т.п.).

    В процессе детализации могут быть получены следующие три вида формулировок:
  • компетенции выпускника, понятные и прозрачные всем, в том числе и самому обучаемому, для идентификации видов и объектов деятельности в задачах подготовки выпускника; такие компетенции используются для идентификации РО более высокого уровня, чем элементарные;
  • содержательные компетенции выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной сферы профессиональной деятельности, для определения содержания образования, используемого для освоения компетенции; такие компетенции используются для идентификации элементарных РО;
  • компетенции, устанавливающие требования к знаниям и представлениям, умениям и навыкам выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной предметной области подготовки; такие компетенции отдельно не идентифицируют РО, но в совокупности определяют требования для отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования соответствующего элементарного РО.