Введение, ГОС ВПО. Компетентностный подход.
- Эволюция ГОС ВПО:
- ГОС ВПО 1-го поколения (1992 г. – бакалавры, 1993-1994 – инженеры, 1995-1996 – магистры).
- ГОС ВПО 2-го поколения (2000 г.)
- ФГОС ВПО 3-го поколения (с 01.07.2009 г.)
- Особенности ФГОС ВПО:
- Новая номенклатура специальностей и направлений подготовки.
- Двухуровневая подготовка (бакалавр – 4 года, магистр – 2 года).
- Компетентностная модуль выпускника
Общие сведения о направлении подготовки
Направление подготовки – 230400 - «Информационные системы и технологии».
Профиль кафедры КОТ– «Автоматизация и управление в образовательных системах».
Срок обучения (очного) – 4 года.
Квалификация выпускника – бакалавр.
- Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- проектно-технологическая;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- инновационная;
- монтажно-наладочная;
- сервисно-эксплуатационная.
Область: Область профессиональной деятельности бакалавров включает: исследование, разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.
Объекты: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем (по предметным областям).
Предметная область: Образование.
- Основные виды:
- проектно-конструкторская;
- технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- эксплуатационная.
Ректорат: Проректор Колесников Юрий Леонидович
Управление образовательных программ: начальник Щербакова Ирина Юрьевна
Деканат: декан ФКТиУ Бобцов Алексей Алексеевич, (т. 2320316)
Выпускающая кафедра: зав. кафедрой КОТ Лисицына Любовь Сергеевна (т. 2331961)
Куратор группы: ассистент каф. КОТ Ефимчик Евгений Александрович
- Типовой состав преподавателей дисциплин:
- Лектор (профессор, доцент, старший преподаватель): чтение лекций, консультирование, прием экзаменов.
- Преподаватель, ведущий лабораторные и практические занятия, семинары (ассистент):ведение занятий, прием отчетов и контрольных работ, консультирование, прием зачетов.
- Руководитель курсовых работ(проектов).
- Руководитель факультативов
Перевод оценок (Россия -> Европа):

Перевод оценок (Европа -> Россия):

Компетентностный подход – основа ФГОС-3 ВПО.
- АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»:
- сдерживающий, минимизирующий характер подготовки;
- зауженная требованиями рынка труда направленность подготовки;
- подрыв академических свобод преподавания и т.д.
- АРГУМЕНТЫ «ЗА»:
- прозрачность целей и задач подготовки;
- гибкость учебных планов;
- студентоцентрированность образовательного процесса;
- ориентированность подготовки на обеспечение конкурентоспособности выпускников и т.д.
Предпосылки компетентностного подхода:
- Избыточность содержания образования
Сокращение срока удвоения информации, продуцируемой человечеством:
- 50 лет в начале 19 века;
- 20-30 лет в начале 20 века;
- 5 лет – 90-ые годы 20 века;
- 1 год – в наст. вр.
- Рост недоученности выпускников при увеличении учебной нагрузки
Разрыв между требованиями рынка труда к уровню подготовки выпускников и образовательными возможностями преподавателей. Для преодоления разрыва необходима смена ориентации образовательного процесса:
- с возможностей и желаний преподавателей на ожидания студентов;
- с проектирования содержания образования на разработку результатов обучения (РО).
- Создание единого образовательного и исследовательского пространства
Для успешности интеграции необходимо владеть языком РО – языком прозрачным и понятным всему профессиональному сообществу и Заказчикам образовательных услуг, в том числе, и студентам. Язык РО – это язык:
- описания и продвижения своих образовательных возможностей на рынке образовательных услуг;
- общения в профессиональном сообществе;
- общения с работодателями выпускников и Заказчиками образовательныз услуг;
- участников общеевропейской переводной и накопительной кредитной системы ECTS.
- Сокращение срока удвоения информации, продуцируемой человечеством:
- 50 лет в начале 19 века;
- 20-30 лет в начале 20 века;
- 5 лет – 90-ые годы 20 века;
- 1 год – в наст. вр.
- Разрыв между требованиями рынка труда к уровню подготовки выпускников и образовательными возможностями преподавателей. Для преодоления разрыва необходима смена ориентации образовательного процесса:
- с возможностей и желаний преподавателей на ожидания студентов;
- с проектирования содержания образования на разработку результатов обучения (РО).
- Для успешности интеграции необходимо владеть языком РО – языком прозрачным и понятным всему профессиональному сообществу и Заказчикам образовательных услуг, в том числе, и студентам. Язык РО – это язык:
- описания и продвижения своих образовательных возможностей на рынке образовательных услуг;
- общения в профессиональном сообществе;
- общения с работодателями выпускников и Заказчиками образовательныз услуг;
- участников общеевропейской переводной и накопительной кредитной системы ECTS.
Что стоит понимать под ожидаемым результатом образования (РО)?
Ожидаемый РО – это пороговый (минимальный, необходимый) уровень знаний, умений, навыков, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения.
Ожидаемый РО описывается компетентностной моделью выпускника и измеряется в ходе испытаний достигнутого (полученного у каждого выпускника) РО.
Измерения в ходе испытания РО характеризуют компетентность выпускника. Поэтому ожидаемый РО задается такой оценкой компетентности, которая является пороговой для успешности подготовки и которую, как ожидается, накопит каждый выпускник в процессе подготовки.
Компетенция или компетентность?
- Термин «competence» в переводе:
- с французского языка – 1) компетенция и 2) осведомленность.
- с английского - 1) способность, умение; 2) компетентность 3) компетенция.
Компетенции определяют то, что надо освоить выпускнику в процессе подготовки, а компетентность – служит мерой освоения компетенции (по аналогии: вина-виновность, внимание-внимательность).
Компетентность является результатом проявления компетенций в процессе испытаний ожидаемого РО. Компетентность – это компетенция в действии.
Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, а также личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции служат основным идентификатором РО, языком для описания той или иной деятельности специалиста, а компетентность – основная характеристика обучаемого (выпускника), определяемая в ходе испытаний РО и устанавливающая то, какую компетенцию (какие компетенции), в каком объеме знаний, умений, навыков и с каким успехом освоил и продемонстрировал на деле обучаемый (выпускник).
Виды компетенций
- Компетенция для формулировки учебной задачи:
КОМПЕТЕНЦИЯ = <деятельность> <объект деятельности> - Содержательная компетенция для идентификации элементарного (неделимого) результата обучения:
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ = <деятельность> <объект деятельности> <цель или основание для освоения>; - Умение – формулировка способности делать что-то для освоения содержательной компетенции:
УМЕТЬ: <деятельность> < объект деятельности > [<способ освоения>];
Примечание: Отличие содержательной компетенции от умения в том, что отдельное умение не идентифицирует результат обучения.
- Компетенции:
- Предметные (профессионально-ориентированные, профессиональные и т.д.). С этой группой компетенций связывают «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности», т.е. навыки, приемы, технологии и методы предметной области обучения.
- Универсальные (ключевые, общие, базовые, метапредметные, переносимые, ядерные и т.д.). Эту группу компетенций связывают «со способностью рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно», а также со способностью найти «процедуру, адекватную проблеме». Поэтому эти компетенции часто называют инструментальными, безличными, систематическими, компетенциями широкого спектра.
- Академические компетенции. Эту группу компетенций связывают с овладением методологией и терминологией, свойственных отдельным областям знаний, с пониманием системных взаимосвязей и их аксиоматических пределов.
- Социальные (персональные, личностные) компетенции. С этой группой связывают такие личностные качества, как «самостоятельность, надежность, осознанная ответственность, чувство долга», «готовность к жизни в условиях все больше глобализирующегося общества».
Характер компетенции проявляется только в испытании РО.
Болонская декларация.
Болонские реформы – это реформы стратегической адаптации высшего образования к принципиально новым реалиям фактически объединившейся Европы; это реформа становления нового типа высшего образования в эпоху глобализации, европеизации, «общества Знаний».
- Основные события:
- 1999г. - подписание Болонской декларация – ШЕСТЬ линий дейтвия;
- 2001 г. – Пражское коммюнике - ТРИ линии действия;
- 2003 г. – Берлинское коммюнике – ДЕСЯТАЯ линия.
Линии действия Болонской декларации
- Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней;
- Введение двухцикловой структуры ВПО (бакалавр и магистр);
- Применение кредитной системы ECTS;
- Расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;
- Развитие сотрудничества в области качества образования;
- Усиление европейского измерения в ВПО;
- Образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов;
- Роль студенчества в осуществлении болонских реформ;
- Повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»);
- Синергия единого образовательного и единого исследовательского пространства, роль докторантуры как третьего цикла структуры ВПО.
Цель Болонских реформ - сформировать «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которых квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов образования, компетенций и профиля».
- Уровни РО:
- локальный уровень: курсовая единица, модуль, программа обучения;
- национальный уровень: структуры квалификаций и обеспечение качества;
- международный уровень: прозрачность, признание.
- Основные свойства компетенций:
- Двойственность компетенций.
- Многослойность компетенций.
- Динамичность компетенций.
- Формирование компетенций по спирали.
Компетенции для идентификации РО.
Для сбора, систематизации и накопления формулировок компетенций на каждом шаге декомпозиции РО используется методика поэтапной детализации компетенций, в ходе которой поочередно уточняются объекты и виды деятельности, а также характеристики содержания для их освоения (подходы, способы, методы и приемы их формирования и т.п.).
- В процессе детализации могут быть получены следующие три вида формулировок:
- компетенции выпускника, понятные и прозрачные всем, в том числе и самому обучаемому, для идентификации видов и объектов деятельности в задачах подготовки выпускника; такие компетенции используются для идентификации РО более высокого уровня, чем элементарные;
- содержательные компетенции выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной сферы профессиональной деятельности, для определения содержания образования, используемого для освоения компетенции; такие компетенции используются для идентификации элементарных РО;
- компетенции, устанавливающие требования к знаниям и представлениям, умениям и навыкам выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной предметной области подготовки; такие компетенции отдельно не идентифицируют РО, но в совокупности определяют требования для отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования соответствующего элементарного РО.